Пятница, 29.03.2024, 05:17
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Сайт группы АА врачей
Главная » Статьи » Анонимные алкоголики » Отечественные мнения

Незачем спорить о 12 шагах

Уже несколько лет группы самопомощи собираются при храме святителя Тихона Задонского в Сокольниках. Настоятель храма протоиерей Павел Дорофеев рассказал, что для него знакомство с «12 шагами» началось с общения с родственниками алкоголиков. Три года он относился к этой программе настороженно, а потом решил попробовать. Трудно было преодолеть отношение свысока – сейчас приду и всему вас научу. Сегодня отец Павел убежден, что священнику ходить в эти группы не нужно. У кого есть потребность, сам придет в храм. И многие из группы самопощи приходили к нему на службу, на беседу, некоторые стали воцерковляться. Это уже немало. Но воцерковление самой программы отец Павел считает утопией. Такие попытки на разных приходах были, и везде они потерпели крах. Нужно воцерковлять людей, не забывая, что воцерковиться каждый может только добровольно.

С отцом Павлом согласилась редактор издательства «Даниловский благовестник» Екатерина Орлова. Ни одна программа помощи не может быть воцерковлена. Несколько лет назад Екатерина составила сборник «Наркомания: грех или болезнь», авторы которого высказали разные, противоположные мнения о «12 шагах». Именно эта книга, по мнению редактора, инициировала споры о программе, часто переходящие в обличения оппонентов. Сегодня Орлова скорее жалеет о том, что приняла активное участие в ее издании. Участникам круглого стола она представила новый сборник, изданный Свято-Даниловым монастырем: «Страсть, грех или болезнь». В нем нет критики каких-либо программ, но авторы излагают свой взгляд на борьбу с алкоголизмом и наркоманией, делятся опытом.

Руководитель Христианского общественного фонда «Старый свет» Евгений Проценко несколько лет назад давал интервью нашему сайту о программе «12 шагов». Сегодня он показал слайды фонда, рассказал о его работе.

«Я жив только благодаря анонимным алкоголикам», - признался руководитель общины обители ТИЛь деревни Дураково Калужской области Михаил Морозов. Именно группы самопомощи помогли ему в 1990 году завязать. Он и сегодня считает себя алкоголиком, убежден, что от падения его отделяет одна рюмка. В 1994 году он по благословению епископа Орехово-Зуевского Алексия создал обитель, в которой проходят реабилитацию все желающие. Некоторые остаются насовсем. В обители большое хозяйство, есть рабочие места. Но строгий сухой закон. Был показан документальный фильм о ТИЛе.

Морозов напомнил, что анонимные алкоголики пришли в Россию одновременно с сектами, поэтому понять настороженное отношение к программе «12 шагов» можно. Но спорить с противниками так же бессмысленно, как с людьми, не читавшими Евангелие, о Православии. Сам Морозов по вторникам ведет группу самопомощи в Новоспасском монастыре.

Приглашать ли на следующий круглый стол противников программы «12 шагов»? Мнения разделились, но в итоге решили, что такой диалог нужен. Также было решено пригласить главного нарколога России Евгения Брюна. В связи с тем, что в январе сплошные праздники, следующий круглый стол состоится в феврале.

Леонид ВИНОГРАДОВ

_____________________________________________________________________________

О предыдущем собрании по помощи наркоманам, алкоголикам и членам их семей в городе Москве читайте здесь: http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=2&s=11&id=10605  



Источник: http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=9&id=10805&print=1
Категория: Отечественные мнения | Добавил: Коллега (22.03.2010)
Просмотров: 4949 | Комментарии: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 8
8 Олег  
0
Я КОГДА ПЕРВЫЙ РАЗ ПРИШЁЛ В ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ, БОГА ПОНИМАЛ ПО СВОЕМУ, ДУМАЮ НЕТ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ СМОГ ЕГО ПОЗНАТЬ, ИБО ТАЙНА СВЯТОЙ ТРОИЦЫ НЕПОЗНАВАЕМА. И С КАЖДЫМ ДНЁМ В СВЯТОЙ ЦЕРКВИ, Я ПОЗНАЮ БОГА ВСЁ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ, НО ЗНАЮ, ЧТО ПОЗНАТЬ ЕГО ВО ВСЁМ ЕГО СУЩЕСТВЕ НЕ СМОГУ.

КАЖДЫЙ ИЗ НАС ПОНИМАЕТ БОГА ПО СВОЕМУ, НА СКОЛЬКО ПОЗВОЛЯЮТ ЗНАНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТ. НО И ПРИ ЭТОМ БОЮСЬ, ЧТО МЫ ОШИБАЕМСЯ.


7 Коллега  
0
Юрий Портовский (yuriy-portos@mail.ru ) - 23.01.2010
В Красноярской-Енисейской Епархии применяют метод: "12 шагов", но изменили, приблизили к православию. Я лично, к любому варианту 12 шагов отношусь отрицательно, как к пиву, алкогольному и безалкогольному - это метод не русского менталитета, тем более, православного. Не согласен с выражением, что алкоголизм это болезнь, а не грех - эта не христианская догма, а чисто научная. Есть в епархии и другая программа в которой на первом месте стоит греховность, а потом болезнь, как следствие.

Екатерина Орлова (orlova.e@msdm.ru) - 17.12.2009
Леонид, Вы неправильно меня поняли, я не сожалею о том, что подготовила сборник "Наркомания - грех или болезнь". Ведь появление этой книги позволило открыть дискуссию о Программе 12 шагов и возможности участия в ней православных людей. Если бы книги не было, мы так и не узнали бы, как оценивают ее наши священнослужители, богословы и люди, которые остаются трезвыми, благадаря тому, что работают по программе. Напротив, я, скорее, рада тому, что в издательстве Данилова монастыря есть возможность выпускать книги авторов, которые придерживаются различных точек зрения, и открыто обсуждать противоположные мнения. С уважением, Екатерина Орлова.

диакон Олег Вышинский (vysha@yandex.ru) - 14.12.2009

Мне, честно говоря, не нравится название: "Незачем спорить...". Всякие запреты спорить мне напоминают борьбу за мир, после которой не остаётся камня на камне. Но дело-то в том, что споров по существу программы (как она изложена в книге "12 шагов и 12 традиций") не ведётся. А ведётся ругань. И меня не убеждают аргументы ни той ни другой стороны (представленных глубоко уважаемыми мной людьми).
А спорить о программе спасения погибающих от зависимостей людей - жизненно необходимо, это вопрос - богословский, сотериологический даже.
Развести в разные стороны цели - выздоровление от зависимости и спасение души - это смахивает на концепцию "двойственной истины" Сигера Брабантского. Примерно так это звучит из уст одного из сторонников 12 шаговой программы: "Церковь ничего не даёт алкоголику. Утром он может исповедаться и причаститься, а вечером - уже валяется в канаве... Церковь не должна брать на себя несвойственные ей функции (например, государственного здравоохранения), она должна вовремя самоустраниться".
И на прозвучавшую на круглом столе реплику: "хватит заниматься демагогией, надо спасать людей..." можно резонно возразить - а почему бы больных тогда не кодировать? Ан вот нет:
http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ion=10014&article=1359

Ещё одна реплика вызвала моё, мягко говоря, несогласие:
" Надо понять, что алкоголизм - никакой не грех, а болезнь. Как сахарный диабет, например... Священники, как все люди, имеют право болеть. И в том числе они болеют алкоголизмом...". Да, болезнь. Но разве можно на болезнь списать безобразное асоциальное поведение алкоголиков? Разве эта болезнь освобождает от нравственной или юридической ответственности за свои поступки? Действительно, я лично был знаком с достойнейшими священнослужителями, страдавшими этим недугом. Однако их имена - в тайне, и они сами стыдятся своей болезни, в то время, как сахарного диабета, например, никто не стыдится. Более того, вряд ли их смогут убедить отец Иона или отец Пётр, что стыдиться тут особенно нечего.

Но ведь именно такая риторика сторонников программы просто провоцируют противоположные заявления, звучащие не менее странно:
"Это - никакая не болезнь, а образ жизни..." (это странно ещё и потому, что звучит из уст профессионального психиатра-нарколога). Надо сказать, что не в полемическом контексте у этого батюшки таких вопиющих сетенций не встречается.

Но вся вышеописанная полемика бьёт мимо цели, так как не затрагивает собственно концепции 12 шагов. Вполне возможно, что там много есть, что критиковать, но я ещё не сталкивался с удачными попытками.

мирянин () - 11.12.2009
У нас в Украине в православном монастыре Мелитополя американскую программу "12 шагов" давно и успешно применяют при лечении алко-и наркозависимых.
***
(конец обсуждения)


6 Коллега  
0
Виталий Николаевич Осипчук, врач психиатр-психотерапевт ПНД №8 Московского района Санкт-Петербурга:

«Можно сделать следующие выводы о личностных особенностях «анонимных» алкоголиков и наркоманов.

•В результате отождествления с программой у участников движения происходит не возвращение в сообщество независимых людей, а формируется принадлежность к особой группе «анонимных» алкоголиков или наркоманов, что приводит к укреплению чувства собственной особенности и исключительности, вплоть до ощущения превосходства над людьми, не имеющими отношения к программе «12 шагов».

•Уверенность в том, что без программы невозможно выздоравливать и сохранять трезвость стимулирует страх потери 12-шаговой группы, способствует выработке психологической зависимости от программы.

•С течением времени у членов движения АА/АН снижается способность к критическому осмыслению всего, что так или иначе связано с программой, мышление становится стереотипным и категоричным, приобретает «туннельный» характер.

•Возникает несоответствие декларируемого и реального поведения, которое зачастую становится манипулятивным, и при этом оправдывается с помощью словесной эквилибристики программными положениями.

•Усугубляется беззащитность «анонимных» алкоголиков и наркоманов перед влиянием любых, в том числе явно деструктивных «духовных» учений и систем. Не осознается внутренняя противоречивость собственного мировоззрения; http://evolkov.iatp.ru/alcohol.addiction/psychol.AA.critique.html»

9 протоиереев Русской Православной Церкви, 2 иеромонаха, 7 иереев, 3 доктора медицинских наук, 2 профессора (Резолюция участников заседания, посвященного Концепции профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви; Итоговое обращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II участников заседания Круглого стола "Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма в Русской Православной Церкви" – http://www.religare.ru/article50114.htm ):

«О грехе ничего не сказано ни в одном шаге программы проведения терапевтических групп "АА/АН". В "12-ти шаговой программе" вообще отсутствует такое духовно-нравственное понятие как ГРЕХ, как не существует понятия о духовности, о Боге, о Христе, о Церкви. Таким образом, Программа "12 шагов" не знает Христа, а люди, проходящие в ней реабилитацию, не приходят к Нему и не живут Им…

Программа "12 Шагов" строится не на живой связи со Христом Спасителем, а использует идею Бога лишь только как удобный инструмент для манипуляции сознанием своих клиентов. В таком случае "12-ти шаговая" Программа не имеет отношения не только к Православию, но и к христианству в целом…

Самое страшное, что данная ересь проникает теперь и в лоно Русской Православной Церкви.»

Снова священник Алексий Плужников, настоятель Петропавловского прихода г.Волгограда, статья "Программа "12 шагов" и ее православные адепты"; http://www.rusk.ru/st.php?idar=113665 :

«Учение АА – заразно, его основное качество – стремление к распространению. А врачи знают, что когда эпидемия – больных изолируют, а не наоборот, не раскрывают им доступ всюду, не оказывают им поддержку. Поэтому Сообществу АА – не место в Церкви, а «православные 12 шагов» – это такое же логическое противоречие как «православные протестанты…

В среде священнослужителей есть две категории людей, поддерживающих движение АААН. Это активные проповедники этого движения – два игумена – Евмений и Иона. Мышление этих лоббистов принимает всё более протестантское направление. Они, как и шаговики, напрочь отметают критику, а в случае таковой, готовы лишь оскорбляться и оскорблять в ответ. Они много шумят, не замечают логических противоречий в своих речах и книгах, готовы отвергнуть православное учение, если оно не совпадает с учением «12 шагов»».

«Работа по дискредитации Православной Церкви, набирая силу, идет полным ходом. Удастся ли ученикам Иуды осуществить свой коварный замысел? Смогут ли они отвратить людей от веры, от Бога? Или все-таки их удастся изобличить и остановить? Все в воле Божьей, но не стоит забывать, что волю Свою Господь проводит через нас грешных; http://www.rusk.ru/st.php?idar=110735».

Отвечая на вопрос, поставленный в последней ссылке, можно сказать так - время покажет. Бог в помощь всем тем, кто стремится сберечь Православие и не превратить Церковь в прикрытие для деятельности лукавых организаций, вводящих желающих помощи людей в трезвость, которую здоровой назвать никак нельзя.

Все вышеперечисленные цитаты - тому свидетельство.


5 Коллега  
0
Священник Алексий Мороз, руководитель антинаркотического амбулаторного центра «Воскресение» при отделе «Противодействия алкоголизму и наркомании» Санкт-Петербургской епархии, (кандидат педагогических наук, психолог, член Союза Писателей России):

«В РПЦ еще в середине 19 века образовалось трезвенническое движение, которое дало великолепные результаты. Дореволюционный опыт трезвеннической работы был развит и обогащен современными православными обществами трезвости и получил благословение к широкому практическому применению рядом правящих архиереев.

Игумен Иона (Займовский) (прим. – главный идеолог внедрения в Православие «12 шагов») в своей работе сознательно замалчивает успехи православного трезвеннического движения, призывая внедрить в жизнь православных общин сектантскую практику АА и АН».

Священник Алексий Плужников, настоятель Петропавловского прихода г.Волгограда:

«Суммируем всё вышесказанное: деятельность сообществ "АА" и "АН", и всех их ответвлений имеет религиозный, сектантский, насаждаемый из-за рубежа источник. В этих сообществах запрещены критика, открытость, зато всячески насаждаются ложь и тоталитарная идеология. Основная цель этих групп – вербовка адептов и контроль над их жизнью, а впоследствии – использование, "служение" их на пользу организации "всевозможными способами". Эти сообщества отрицательно настроены к традиционным конфессиям, особенно к Православию, зато всячески приветствуют религиозную "всеядность"; Епархиальное издание Волгоградской и Камышинской епархии «Православное слово», №№4-5, 2006 год; http://www.rusk.ru/st.php?idar=8956»

Иеромонах Анатолий (Берестов), руководитель душепопечительского центра св. прав. Иоанна Кронштадского, доктор медицинских наук, член Общественного совета Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков:

«Я убедился в неэффективности этой программы. Во-первых, она богословски неграмотна – я очень подробно рассмотрел это в моей книге «Возвращение в жизнь», где раскрыл подробно суть первых трех шагов. Этого вполне достаточно, чтобы понять о чем идет речь. Во-вторых программа дает людям психологическую установку, которая свидетельствует о невозможности исцеления! Беседуя с людьми, проходившими реабилитацию по этой программе, часто приходится слышать абсолютно безнадежное утверждение: «Я – наркоман» или «Я – алкоголик». То есть, человек не верит в свое исцеление. Спрашиваешь: «Ну, а кто тебе помог?» И в ответ: «Программа 12 шагов».- А как же Бог? И вот тут следует замешательство, после которого человек как бы включается: «Ах Бог, ну конечно, но все-таки в первую очередь программа…

… Это такие мини-сектанстские сообщества. Например, у меня была группа – отдельная реабилитация алкоголиков. И в эту группу попали несколько человек из групп «12-шаговой» программы. Вели они себя страшно: требовали отдельного врача, отдельных занятий, не признавали авторитета священников… В итоге группу пришлось распустить и набирать заново. Приходилось общаться и с наркоманами, которые имели опыт общения с «АА». «Эти люди как зомбированные и ни на шаг не отступают от программы» – говорили они. Налицо суживание восприятия мира до рамок программы, развитие тяжелой формы гордыни («мы не такие как прочие»), психологическая зависимость от групп «АА». Все признаки «сектантского духа; http://www.rusk.ru/st.php?idar=110735».


4 Коллега  
0
Тот же Алексей Валентинович Надеждин, кандидат медицинских наук, руководитель отделения детской наркологии Национального научного центра наркологии Росздрава:

«Внедрялась программа достаточно интересно и своеобразно. Российские «неофиты» 12-шагового движения проявляли нерациональную агрессию по отношению к любым другим видам лечения. При внедрении этого движения доходило буквально до опорочивания уже существующих наработок в лечении и даже до призывов к демонтажу наркологических структур и служб бывшего «Союза». Инициатива была поддержана тогдашним демократическим руководством Минздрава России: были разосланы письма в территориальные наркологические службы, в которых предписывалось создавать условия для создания групп самопомощи на базе государственных наркологических учреждений. Движение «АА» было встречено с энтузиазмом наркологами и на большинстве территорий страны эти группы были созданы.

Значимых результатов западное новшество в преодоление алкогольной зависимости, увы, не принесло. Постепенно волна инициативного энтузиазма сменилась разочарованием, т.к. пациенты неохотно обращались в эти группы, а те, кто все же обращался, покидали их без какого-либо серьезного терапевтического эффекта. Только незначительному количеству людей эта группы оказались действительно полезными. Надо полагать, дело в том, что российские граждане, даже с постсоветским атеистическим мировоззрением, оказались неспособными принять идеологию «12 шагов», имеющую отчетливое протестантско-экуменическое звучание. Традиционно русский менталитет, пусть даже деформированный алкоголем, сопротивлялся подобной идеологической «психохирургии».Я достаточно часто сталкивался с людьми, обращавшимися к «АА». Им не нравилось то, что там происходит – вся методика называлась «пустой говорильней». Такой метод не затрагивает эмоциональных струн нашей души; . http://www.narkotiki.ru/ecolumn_6283.html»

«Журнал рационального выздоровления», № 9, вып.5, май-июнь 1997 (The Journal of Rational Recovery, Volume 9, Issue 5, May-June, 1997); http://www.rusk.ru/st.php?idar=112693 :

«Они ведут записи приема пациентов, не пряча папки с историями болезни (разве что в самых серьезных случаях), они тратят непомерное количество времени в психосоциальных «экспедициях» по отлову клиентов, интервьюируя их, собирая записи и наблюдения, которые «оценивают» и «доказывают» гипотетическую патологию. Навыки консультирования у этих людей не простираются дальше ограниченных в самих себе 12-ти шагах, а посему создать настоящие терапевтические взаимоотношения они не способны.

Священник и врач Валентин Жохов, Душепопечительский центр «Дом Милосердия памяти прпмц Елизаветы Федоровны» при Никольском храме села Ромашкова Московской области:

«Для движения АА всегда есть почва, на которой 12 традиций пускают свои корни. Это равнодушные к своей духовной жизни лица, которые могут именовать себя христианами и в то же время молиться анонимному богу Сообщества АА. Что же все–таки получается? Сухость или трезвость? Сухость как форма хронического психического страдания или трезвость как исцеление и духовная свобода через познание Истины (Ин. 8:32)? Опыт общения с анонимными алкоголиками города Берлина показывает, что, несмотря на десятилетия воздержания от пьянства, они все еще душевно и духовно нездоровы, т.е. весьма далеки от христианской добродетели трезвости; http://www.romashkovo.org/vifesda/materials/2007/23.html»

Протоиерей Алексий Бабурин, председатель Совета душепопечительского центра во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны, село Ромашково, Московская область:

«Нам предлагается особая духовная практика, обновляющая личность и приносящая исцеление от любых пристрастий и через это приобщающая нас к некоемому «Сообществу», способствуя тем переменам в нас самих и в обществе, о которых мечтают наши «благодетели». Здесь нет уже места для Таинства истинного Богообщения. Священники, врачи и судьи призваны лишь к тому, чтобы поставлять неофитов для поклонения Анонимному богу».


3 Коллега  
0
Pavel (bereg29-009@rambler.ru) - 14.02.2010
Я восьмой год работаю по 12 шагом. Удивляет, люди видят то, чего нет в программе! Это не вероучение, никто не обязан поклоняться придуманной силе!
Программа это принцип жизни, способ пройти социализацию. Вернуться к людям. Считать, что алкоголик обычный человек большое заблуждение, недаром их лечением занимаются психиатры, а не терапевты.
Никакой русской ментальности нет! Просто народ дико суеверен, верит в порчу,сглаз и т.д.
Программа это набор поступков, основанный на евангельских высказываниях. Каждому дню достаточно своих забот и т.д. Она не затрагивает догматики.
Лично мне она помогла прийти в церковь. Для 5 шага я обратился к православному священнику. Наши традиции запрещают высказываться о методах лечения алкоголизма, мы не врачи. Случаются не корректные высказывания о наркологах, священниках. Но это упущение ведущего собрания, а не мнение содружества. Мы делимся только своим опытом трезвости. Я против, чтобы на собраниях жгли свечи, но людям нравится. Случайным людям может померещиться присутствие мистики.
Много лет я искал,как обрести мир в душе и только программа помогла мне жить с моим недугом.

Николай Каклюгин (doctor50@mail.ru) - 12.02.2010
диакон Олег Вышинский написал 14.12.2009 года: "Вышеописанная полемика бьёт мимо цели, так как не затрагивает собственно концепции 12 шагов. Вполне возможно, что там много есть, что критиковать, но я ещё не сталкивался с удачными попытками".

Видимо, плохо искали материал по данной проблематике.

Давайте ознакомимся с позицией православных священников и российских ведущих психиатров-наркологов о проф.непригодности программы "12 шагов" и её несовместимости с православным душепопечением. Об опасности в смысле повреждения православного вероучения антихристианским подтекстом идеологии "12 шагов" говорить вообще не приходится. Это уже абсолютно однозначный факт.

Священник Максим Плетнёв – руководитель реабилитационного центра «Мельничный ручей», г.Санкт-Петербург:

«– Вероучение религиозного движения "Двенадцать шагов" – АА, АН выходит за рамки христианского вероучения.

– Объектом поклонения в данном движении является некая "Высшая Сила".

– Что или кто именно стоит за термином "Высшая Сила" каждый из участников движения выбирает сам. Отсутствие догм в этом вопросе принципиально (этакий суперэкуменизм).

– В основе религиозной практике движения "Двенадцать шагов" – АА, АН лежит личный религиозный опыт (не огражденный догматами) и подчинение смутной "Высшей Силе". (Данная практика может привести к глубоким духовным повреждениям.)

"12 шагов" ведут не в Церковь. В России участники АА, АН приходят к Православию не потому, что они занимаются по 12 шагам, а потому, что они живут в России. В тех же Соединенных Штатах 12 шагов приведут болящего совсем не к Православию. По свидетельству участников АА, АН большинство занимающихся по данной программе к Истинной Вере не приходят. Многие в результате занятий по 12 шагам могут придти к оккультному сознанию».

«Руководитель отделения детской наркологии Национального научного центра наркологии Росздрава Алексей Надеждин поделился, что "15-летний опыт активного внедрения и применения этих программ в практическом здравоохранении показал их весьма ограниченную эффективность". Дело в том, говорит он, что, "основанные на американской ментальности и либеральном релятивизме", такие программы оказались "психологически чуждыми для населения России". Как рассказал Надеждин, практически в каждом наркологическом диспансере страны предпринимались попытки создания групп "Анонимных алкоголиков и наркоманов", и это не оказало позитивного влияния на повышение эффективности наркологической помощи в России…


2 Коллега  
0
...

Зацикливание на своем алкоголизме как раз мешает внутреннему развитию. Происходит душевное окаменение, человек становится непластичным, негибким, застывает на уровне своей немощи. Воля его ослабляется, он становится внушаемым. И оказывается как бы между двух огней. С одной стороны, он держится за группы, которые удерживают его от запоев. Но страсть-то никуда не девается, и он, как жена Лота, всё время оглядывается назад. Иначе и быть не может, потому что от своей страсти он не лечится, не получает благодатной помощи. А для группы он не Василий или Иван, а просто алкоголик. Разве это не потеря своего лица? В такой ситуации очень трудно прийти к покаянию. И я считаю, что если люди и приходят, то именно вопреки группам.

-- Почему же тогда некоторые священники рекомендуют своим духовным чадам ходить на эти группы и после воцерковления?

-- Об этом надо спросить тех священников, которые рекомендуют. Мне это непонятно. Если человек серьезно и глубоко воцерковится, он может преодолеть свою страсть, жить полноценной жизнью: духовной, семейной, социальной. Можно и нужно разнообразить приходскую жизнь, чтобы на приходах была возможность различной психологической реабилитации, чтобы каждый желающий мог найти себя в общине. Например, при храмах можно создавать «общества трезвости»; такая практика была и есть. Но чем могут быть полезны православному человеку группы анонимных алкоголиков, я не вижу. И уж совсем мне непонятна ситуация, когда одной моей знакомой, у которой сын наркоман, священник (один из горячих поклонников «12 шагов») сказал, что и она нуждается в группах анонимных родителей наркоманов. Что она патологически созависима своему сыну.

-- Нужно ли, на ваш взгляд, Церкви сотрудничать с группами анонимных алкоголиков?

-- Конечно, нужно. Вопрос в том, как сотрудничать? Думаю, общение с ними возможно у исповедального аналоя. Относиться к ним, конечно, нужно с любовью и сочувствием. Это действительно страдающие, болящие люди, нуждающиеся в помощи. И во Христе. Вот мы и должны им, поклоняющимся неведомому богу, проповедовать Христа. Но сотрудничать с ними без проповеди, как бы на равных, признавая их методику духовной, соглашаясь с их системой пожизненного привязывания людей к группам?..

По-моему, это будет не сотрудничество, а попустительство."

http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=9&id=1744&vote=1162201990

С вышеприведёнными словами истинно воцерковлённому человеку трудно не согласиться.


1 Коллега  
0
Отзывы:

Николай Каклюгин (doctor50@mail.ru) - 15.02.2010
Pavel (14.02.2010)

"Программа это набор поступков, основанный на евангельских высказываниях. Каждому дню достаточно своих забот и т.д. Она не затрагивает догматики.

Лично мне она помогла прийти в церковь...

Много лет я искал,как обрести мир в душе и только программа помогла мне жить с моим недугом."

Задача качественой рабилитационной программы для алкоголиков или наркоманов - ОСВОБОДИТЬСЯ от зависимости, а не ЖИТЬ ВСЮ ОСТАВШУЮСЯ ЖИЗНЬ С БОЛЕЗНЬЮ.

Что касается Вашей истории о том, что БЛАГОДАРЯ программе "12 шагов" Вы пришли в Церковь, об этом рассказал в своём интервью клирик храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском, духовник сестричества при храме, руководитель службы «Благое дело» для помощи страдающим алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, врач-психиатр, священник Владимир НОВИЦКИЙ:

"-- Православные сторонники программы объясняют, что речь идет не об отказе от Христа. Просто программа составлена с учетом того, что в группы приходят разные люди. И ведь многие из них постепенно приходят ко Христу, воцерковляются.

-- Кто сказал, что они воцерковляются благодаря группам? Думаю, что как раз вопреки им. Группы существуют не для воцерковления, а для абсолютно автономной помощи алкоголикам. И помощи не психологической, а духовной. Повторяю, как психологическая методика программа «12 шагов» во многом оправданна. Хорошо, что есть группы взаимопомощи, где люди делятся опытом, помогают друг другу. Но, помогая на начальном этапе, группы насаждают ложную идею «Бога, как они Его понимают», привязывают людей к себе, мешают их дальнейшему развитию. Заранее оговаривается, что если человек перестанет ходить на группы, непременно сорвется. И люди действительно срываются, потому что они зависимы от этих групп. Приходили ко мне на прием люди, бывавшие на этих группах. В группах они держались, но, переставая на них ходить, быстро запивали. Потому что были совершенно не адаптированы к реальной жизни, не знали ничего, кроме этих групп. Группы для анонимных алкоголиков и становятся «Богом, как они Его понимают». К Православию же анонимные алкоголики относятся, как к обскурантизму, чему-то ограниченному. Церковь им нужна лишь для того, чтобы священники направляли к ним пьющих прихожан, предоставляли помещения для занятий групп, но не как Тело Христово, Богочеловеческий организм. По их представлениям они сами Богочеловеческий организм. Только они знают, как реально помочь алкоголику. Потому что они сами алкоголики. И даже бравируют этим. Стали появляться уже группы анонимных игроков, анонимных блудников. Бесконечно можно делить людей на подгруппы по порокам. В результате люди попадают в самозамкнутую систему. Якобы спасает их только общение с такими же, как они.


Имя *:
Email *:
Код *:
...
Сайт управляется системой uCoz