Суббота, 18.08.2018, 09:43
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Сайт группы АА врачей
Главная » Статьи » Научные статьи » Пси

Владимир Кукк "Душа в плену моих желаний"-психология зависимостей
Причиной любой зависимости является ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАПРОГРАММИРОВАННОСТЬ. Эту концепцию я уже объяснял в отношении наркозависимости (смотрите статью в 4-м номере "Радуги” за 2002 г – "Что привезла лошадка?”).

Попробую применить эту концепцию в отношении любой зависимости.

Под влиянием внешних воздействий с самого раннего детства (слова и дела родственников, друзей, знакомых, чтение книг, просмотр кинофильмов и т.п.), под влиянием внутренних воздействий химического или эмоционального агента (например, алкоголь, наркотик, состояние азарта и др.) с первых эпизодов приобщения к тому или иному виду зависимого поведения в мозгу у людей формируются определенные программы поведения, настроенность, решение совершать данные действия, убеждения (уверенность в их правомерности, оправданности и необходимости).

С самого раннего детства, по мере взросления на жизненном пути любого ребенка встречаются тысячи отдельных впечатлений по поводу поведения взрослых людей. Из этих впечатлений формируются определенные отношения к этим моделям поведения взрослых со знаком "плюс” или "минус”. Из таких отдельных смысловых единиц и складываются определенные программы поведения (какие-то модели поведения будут приняты (со знаком " плюс”), а какие-то отвергнуты (со знаком "минус”).

С детства у всех существует потребность в изменении (рост, расширение сознания, чувственности), потребность удовлетворить свое любопытство, потребность выйти за рамки обычного, потребность присоединения к кому-либо обладающему большой силой и могуществом, непререкаемой властью. Этим можно объяснить особое восприятие детьми мира взрослых, мира вокруг себя. Родители в глазах ребенка воспринимаются прежде всего как архаический образ матери и отца. У детей есть потешка:

Дождик, дождик, припусти,
дай маленько подрасти!

Когда идет грибной дождь и светит солнце, окружающий мир преображается, он становится волшебным. Дождику дети приписывают магическую силу, влияющую на рост. "Быть таким же большим, как папа " – самое сильное желание ребенка.

Маленький ребенок может поверить в то, что теплый дождь влияет на его рост, как на морковку, которую он поливает из своей лейки, он верит всему, что говорят его родители - "могучие великаны”. Он видит, что иногда папа выпивает какую-то "воду” из красивой бутылки, которую обычно прячут и не дают даже потрогать, не то чтобы попробовать из нее ("это гадость, маленьким нельзя”).

После церемониального выпивания "воды” папа становится веселым и сильным, голос его крепнет и звучит громко. Папа выпрямляется, уже выглядит высоким, лихо отплясывает и легко "как перышко ” поднимает маму. А потом, как лев после выпивания "воды”, иногда страшный, как волк, как медведь.

Что делается в детской голове? Какие другие сравнения присоединяются к уже имеющимся? Не будет ли верить ребенок в то, что "вода из красивой бутылки” делает взрослых людей еще более сильными, могущественными, отважными, храбрыми, энергичными, веселыми или злыми? Не зарождается ли у него в каком – либо детском варианте мысль: "Когда подрасту – тоже буду пить " гадость”. Не захочет ли он, будучи подростком, поскорее нарастить силу и стать могучим и смелым, выпив " магическую воду”, ” лекарство для храбрости " - водку? И отправиться после этого на дискотеку.

Ребенок – это уже личность (хотя только формирующаяся), но которая самостоятельно формирует смысловые единицы своего психологического опыта, в том числе и отношение к потреблению алкоголя. Если бы было только влияние семьи. Имеется еще и влияние окружающих людей и в целом общества.

Поэтому ребенок не просто имитирует поведение своих пьющих родителей. Этот процесс более сложный. Как пример приведу эксперимент немецких психологов, который продолжался почти двадцать лет. Вы поймете, почему.

Вначале выявили три группы семей: в первой группе детей воспитывали родители-трезвенники, во второй – родители, выпивающие умеренно. Третью группу составляли семьи алкоголиков. Через двадцать лет выяснилось: по первой группе 7% детей трезво живущих родителей копировали поведение родителей и не употребляли алкоголя. 43% - дети непьющих родителей - когда стали взрослыми, выпивали умеренно, а 24% - взрослые дети - выпивали в больших количествах. По второй группе удалось обнаружить такие данные: 35% детей, родители которых потребляли алкоголь умеренно или злоупотребляли эпизодически, дети, выросшие в этих семьях следуют примеру родителей. Точные сведения по третьей группе – отсутствуют. Но впечатление осталось. Дети алкоголиков: либо тоже злоупотребляют, как их родители, либо становятся трезвенниками. Все зависит от того, как формируется у ребенка смысл опьянения.

Допустим, ребенок часто видит своего отца "мертвецки” пьяным или униженным, слабым, безвольным, он начинает догадываться, почему и может сделать для себя вывод, что "напитки”, которыми так дорожат взрослые, действуют "умертвляющим” образом, отнимают силу, ум, волю, поэтому он не будет никогда прибегать к ним.

Здесь имеет важное значение даже косвенное влияние матери в формировании смысловых единиц подростка. Например, ее отношение к пьянству отца . Она может, например, выражая недовольство поведением своего сына, говорить: "Ты почему мусор не вынес? Сколько раз тебе повторять? Будешь такой же, как твой отец ".

Мы рассмотрели только один аспект такого влияния - родители. А другие родственники, тети, дяди, дедушки, бабушки? Влияет все: и то что ребенок видит у себя в семье, и то, что он видит у соседей, знакомых, в своем дворе, на улице, у магазина, на прогулке в парке, в кино, по телевидению. Тысячи повторяющихся эпизодов в три года, четыре, в пять-шесть-семь лет, влияет и то, что он услышит и увидит в школе, что ему расскажут сверстники.

А потребность выйти за пределы обычного? Почему, например, детям так нравятся качели – карусели? Почему нравятся разного рода опасные " испытания”: крутиться волчком, после этого падать навзничь или перекрывать сонные артерии друг другу и после этого терять сознание на несколько секунд? Ставя подобные эксперименты, подростки пытаются таким образом удовлетворить эту потребность. А какое сильное желание доказать другим, что ты чего-то стоишь, что ты ничего не боишься, что ты уже взрослый. Для чего? А для того, чтобы тебя признавали за своего, принимали в свою компанию. Какая идея преобладает в группе? Самоутверждение в спорте, в творчестве, в учебе? Или подражание мнимым идеалам взрослости? Пить, курить, употреблять наркотики? Поэтому подростки легко начинают все это пробовать.

Я привел пример с формированием алкогольной запрограммированнности, точно по такому же принципу возникают и все другие зависимости.

Например, зависимость от навязчивого желания нюхать обувь (довольно редкая ).

Была обнаружена у одного молодого жителя Стамбула после того, как в полицию стали обращаться с жалобами люди одного квартала на то, что у них кто-то постоянно крадет обувь. После несложной полицейской операции был задержан " башмачный вор”. Во время обыска у этого юноши в квартире было изъято около двухсот пар украденной обуви (мужской, женской, детской). Оказалось, что в детском и подростковом возрасте отец его часто наказывал: закрывал в темном обувном шкафу. В шкафу, всякий раз отбывая наказание, юноша "занюхивал” свои обиды обувью.

Или еще один случай – зависимость от маникюра и макияжа у медсестры. Ее воспитывала мать, которая не умела дать своей дочери внимание и ласку. Всякий раз, когда дочка подходила к матери с различными вопросами, мать делала замечания, что та плохо выглядит. ” Ты у меня совсем бледная, серая, как моль”, - часто повторяла мать и игры ради накладывала ей румяна. Учила дочь накладывать макияж. Ее умиляло смотреть, как маленькая дочка неумело пытается обращаться со взрослой парфюмерией. Вскоре эта привычка закрепилась и с девических лет постепенно переросла в настоящую страсть: накладывать и снимать макияж и маникюр по 5-6 раз на день. В итоге заработала себе аллергический дерматит. От избытка косметики испортила себе кожу, стала выглядеть намного старше своих лет.

Можно приводить примеры из своей практики самые разные . У водителя трамвая была страсть разрабатывать комбинации по обмену квартиры, за шесть лет бесчисленное количество раз она пыталась построить обменную схему и все безуспешно, ни один вариант ее не удовлетворял, она так и не сделала реальной попытки совершить обмен , зато коробка из под телевизора была до верху забита газетными вырезками. Понадобилось два занятия, чтобы эта "великая комбинаторша” отправила эту коробку на помойку.

У мужчины средних лет было сразу три зависимости: алкоголизм, зависимостные страхи и страсть к повышенной скорости. Его пять раз штрафовали, пять раз отбирали права, все равно гонки по городу продолжались. Правда, аварий никогда не совершал, был классным водителем.

Все люди, находящиеся в депрессии, так или иначе зависимы - от обид, от мысли, что они неудачники, что они несчастны.

Истинная причина любой формы зависимости (все равно какой - химической или эмоциональной) - психологическая запрограммированность.

Люди гармоничные, внутренне и внешне свободные, не имеют какой-либо зависимости, у них множество интересов, у них есть и любимые дела, которые не создают проблем ни со здоровьем, ни с общением, помогают жить богатой, разнообразной духовной жизнью, не создают проблем для окружающих. Какой-либо односторонней программы, вызывающей зависимость у них нет. Или она изначально не сформировалась, или человек от нее избавился.

_________________________________________

(Полный текст доступен по ссылке на источник).

Источник: http://www.elinahealthandbeauty.com/vladimirkukk.htm
Категория: Пси | Добавил: Коллега (30.07.2010)
Просмотров: 2716 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
...
Сайт управляется системой uCoz